Текст

Лабораторная работа № 3

Фигурный (живописный) текст

gl4-1.jpg

Рис. 1. Иерархия структурных единиц фигурного текста

В общем случае фигурный (живописный) текст представляет собой многоуровневый соединенный объект. После первого разъединения он превращается в совокупность фигурных текстов, каждый из которых соответствует строке исходного фигурного текста. Разъединение строки дает совокупность слов, и только разъединение слова дает совокупность фигурных текстов, каждый из которых будет «элементарным» — разъединить его не удастся, поскольку он состоит из одной младшей структурной единицы текста, символа. Структурную организацию фигурного текста иллюстрирует рис. 1.

Атрибуты фигурного текста

Для каждого из символов (элементарных объектов фигурного текста) определены перечисленные ниже атрибуты.

·        Гарнитура (font). Гарнитурой называется рисунок символов алфавита, разработанный дизайнером шрифта. Кроме стандартных текстовых гарнитур в CorelDRAW имеются гарнитуры графических символов, в которых тем же номерам соответствуют уже не буквы, а графические изображения.

·        Кегль (size). Кеглем называется высота символов текста в пунктах. Иногда сочетание гарнитуры и кегля называют шрифтом. Влияние гарнитуры и кегля на внешний вид фигурного текста иллюстрирует рис. 2.

gl4-12.jpg

Рис. 2. Влияние гарнитуры и кегля на внешний вид символов фигурного текста

·        Начертание (style). Начертанием называют модификацию рисунка символов текста за счет изменения толщины штрихов и их наклона. Стандартными начертаниями принято считать обычное (Normal), курсивное (Normal-Italic), полужирное (Bold) и полужирное курсивное (Bold-Italic). Примеры начертаний представлены на рис. 3.

·        Подчеркивание (underline), зачеркивание (strikethra) и подчеркивание (overscore). Стандартными наборами линий, использующихся для этих целей, в CorelDRAW считаются тонкая одиночная линия (Single Thin), толстая одиночная линия (Single Thick) и двойная тонкая линия (Double Thin). Для каждого из наборов предусмотрена модификация, позволяющая подчеркивать только текст без пробелов (соответственно Single Thin Word. Single Thick Word и Double Thin Word).

·        Регистр символов (uppercase). Этот атрибут управляет отображением символов с учетом преобразования регистра. Оп может принимать три значения: без преобразования (None), капитель (Small CAPS) и капитализация (All CAPS). При включении преобразования капители все строчные символы имеют обычную высоту, но по рисунку совпадают с соответствующими прописными символами. Преобразование капитализации отображает вместо строчных символов их прописные аналоги в высоту прописного символа. Установка любого из значений атрибута не изменяет символов в самом тексте — меняется только способ их отображения.

·         Режим индекса (position). Этот атрибут управляет преобразованием символов при отображении в верхние (надстрочные) или нижние (подстрочные) индексы.

·        Смещение символов (character shift). В эту группу входят три атрибута: смещение по горизонтали (Horizontal), смещение по вертикали (Vertical) и смещение угловое (Rotation).

gl4-19.jpg

Рис. 3. Стандартные начертания текста

gl4-20.jpg

Рис. 4. Стандартные варианты подчеркивания

 

gl4-21.jpg

Рис. 5. Смещение символов из исходных положений

Для блока фигурного текста в целом определены следующие атрибуты.

·        Выравнивание (alignment). Этот атрибут управляет размещением слов в пределах строк блока фигурного текста.

·        Интерлиньяж (line space). Этот атрибут управляет расстоянием между смежными строками блока фигурного текста.

·        Интервалы (space). В CorelDRAW имеется возможность принудительно изменять предусмотренные рисунком гарнитуры расстояния между смежными символами (Character) и между смежными словами (Word).

Создание блока фигурного текста

Как фигурный, так и простой текст в CorelDRAW  строятся с помощью инструмента Text (Текст), но разными приемами. Панель атрибутов инструмента Text (Текст) представлена на рис. 6.

gl4-22.jpg

Рис. 6. Панель атрибутов для инструмента Text

Чтобы начать ввод блока фигурного текста, достаточно щелкнуть мышью в той точке страницы, где должен разместиться текст. На странице появится текстовый, курсор в виде вертикальной черты. При необходимости перехода на новую строку следует нажать клавишу Enter.

gl4-23.jpg

Рис. 7. Диалоговое окно Edit Text

Чтобы ускорить процесс ввода или при необходимости импортировать текст во вновь создаваемый блок фигурного текста, можно воспользоваться окном, которое раскрывается после щелчка на кнопке режима ввода и редактирования па панели атрибутов (рис. 7). Особую роль в нем играет кнопка с изображенной на ней латинской буквой F — она открывает диалоговое окно Format Text (Форматирование текста), предоставляющее пользователю доступ ко всем средствам форматирования фигурного текста, в том числе к тем из них, которые недоступны на панели атрибутов.

Расположенные в нижней части диалогового окна Edit Text (Редактирование текста) кнопки раскрывают дополнительные диалоговые окна и меню.

·        Import (Импорт…). Эта кнопка раскрывает диалоговое окно выбора текстового документа, содержимое которого после завершения импортирования будет добавлено в месте расположения курсора к имеющемуся к этому моменту в блоке тексту.

·        Options (Установки). Щелчок на этой кнопке раскрывает контекстное меню, дающее доступ к вспомогательным инструментам для работы с текстом, аналогичным имеющимся в любом достаточно развитом текстовом процессоре.

Большинство приемов редактирования и форматирования текста не слишком отличаются от приемов работы с текстовым процессором.

Задание 1. Ввод, редактирование и форматирование фигурного текста

Выполняя это упражнение, мы познакомимся с приемами создания, соединения и разъединения блоков фигурного текста, а также с приемами форматирования и редактирования их содержимого.

1. Начните с создания нового документа CorelDRAW. Выберите в наборе инструментов инструмент Text (Текст) и щелкните мышью в левом верхнем углу страницы. В месте щелчка появится вертикальная черточка — текстовый курсор. На панели атрибутов выберите гарнитуру, содержащую символы кириллицы (например, Arial), установите кегль 48 и введите с клавиатуры следующий текст, разделяя строки нажатием клавиши Enter:

Был у кошки сын приёмный –

Не котёнок, а щенок,

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок…

2. На панели атрибутов щелкните на кнопке режима отображения непечатаемых символов и обратите внимание на то, что вместо пробелов выводятся маленькие кружки на середине высоты строки, а на концах строк появились символы конца абзаца. Перетащив по второй строке указатель инструмента Text (Текст), выделите все ее символы, кроме двоеточия, скопируйте выделенный текст в буфер обмена, затем щелчком мыши установите текстовый курсор в конец последней строки. Для перехода на новую строку нажмите клавишу Enter, а потом вставьте содержимое буфера обмена. Как видите, операции ввода и копирования текста не отличаются от применяющихся при работе с текстовым процессором.

3. Теперь вставим в текст специальный символ. Установите текстовый курсор в точку, где должен появиться символ (после слова «кошки»), и откройте диалоговое окно Insert Character (Вставка символа) командой Text > Insert Character (Текст > Вставить символа). В раскрывающемся списке диалогового окна выберите название гарнитуры — Webdngs, а в расположенной ниже палитре найдите изображение нужного символа — в данном случае, кошки (рис. 23). Вставьте это изображение мышью в пределы прямоугольной рамки выделения, окружающей блок фигурного текста. После отпускания кнопки мыши кошка займет свое место в тексте. Чтобы черная заливка изображения не диссонировала с текстом, выделите вставленный символ и щелкните мышью на образце экранной палитры с серым цветом.

Рис. 23. Вставка символов в фигурный текст

 4. Точно так же вставьте в конец следующей строки изображение собаки, выделите его и щелкните на сером образце экранной палитры — собака станет серая.

5. Перейдите в окно редактирования текста щелчком на соответствующей кнопке панели атрибутов. Выбрав команду Options > Replace Text (Установки > Заменить текст), откройте диалоговое окно контекстной замены и замените все вхождения слова «очень» словом «просто», введя соответствующие значения в поля диалогового окна и щелкнув на кнопке Replace All (Заменить все).

6. Выделяя отдельные, произвольно выбранные части инструментом Text (Текст), измените их кегли и гарнитуры. Проверьте, какое влияние оказывают на фигурный текст кнопки режимов выравнивания. Воспользуйтесь диалоговым окном форматирования для установки значения интерлиньяжа равным 120 % от кегля.

7. В заключение разъедините блок фигурного текста. Поскольку этот блок нам еще понадобится в целом виде для следующих упражнений, подготовьте его копию: выберите инструмент Pick (Выбор), щелкните им па блоке фигурного текста и перетащите его на свободное место страницы. Перед тем как отпустить кнопку мыши, щелкните ее правой кнопкой. Обратите внимание на расположение маркеров рамки выделения (они располагаются по краям блока фигурного текста) и на текст в строке состояния. Выберите команду Arrange > Break Apart (Выравнивание > Разбить живописный текст). Теперь маркеры рамки выделения охватывают только первую строку бывшего блока фигурного текста. Повторите операцию разъединения еще два раза, разбивая строку на слова, а затем — слово на отдельные символы. При этом каждый раз в результате разъединения получаются блоки фигурного текста.

Разъединение блоков фигурного текста чаще всего приходится выполнять перед их преобразованием в кривые. Такое преобразование часто приводит к появлению соединенных кривых с огромным количеством узлов, с которыми даже мощные компьютеры справляются с большим трудом, не говоря уже о практически неизбежных в этом случае проблемах при печати. Поэтому старайтесь, чтобы в получающихся объектах было не более 400-500 узлов.

Простой текст

gl4-6.jpg

Рис. 8. Цепочка рамок простого текста. Связи рамок отображены в виде стрелок

Так же как фигурный, простой текст представляет собой многоуровневый соединенный объект, но уровней, которые простой текст проходит при разъединении, больше, чем у фигурного текста. При разъединении большого объема простого текста могут получаться следующие структурные единицы: колонки текста, пункты перечисления, абзацы, строки, слова, символы. Кроме того, в отличие от фигурного текста простой текст не может располагаться непосредственно на печатной странице. В CorelDRAW любой простой текст располагается внутри особого объекта — рамки простого текста (paragraph text frame). При помощи связей рамки могут образовать составной объект — цепочку рамок простого текста, отдельные элементы которой могут размещаться даже на различных страницах документа CorelDRAW. Базовая форма рамки простого текста — прямоугольник, но в процессе последующих преобразований эти прямоугольники могут принимать произвольные формы (рис. 8).

Создание и редактирование простого текста

Простой текст создается при помощи того же инструмента, что фигурный, а именно — инструмента Text (Текст). Правда, создание простого текста предполагает еще одно предварительное действие — создание рамки простого текста.

При вводе простого текста поведение CorelDRAW иное, чем при вводе фигурного текста. Во-первых, переход на новую строку определяется уже не пользователем, а автоматически, по мере достижения текстом правой границы рамки, причем нажатие клавиши Enter означает переход не к следующей строке, а к следующему абзацу, который является более крупной структурной единицей текста, чем строка. Во-вторых, когда вводимый текст достигнет нижней границы рамки, текстовый курсор пропадает и вновь вводимого текста больше не видно. Из этого не следует, что текст не вводится — он лишь не отображается в пределах рамки.

Из-за этих особенностей при вводе значительного объема простого текста удобнее пользоваться диалоговым окном Edit Text (Редактирование текста), которое открывается после щелчка на соответствующей кнопке панели атрибутов (см. рис. 6).

Чтобы отредактировать простой текст, можно либо щелкнуть на нем указателем инструмента Text (Текст), после чего внутри рамки появится текстовый курсор, либо щелкнуть на рамке указателем инструмента Pick (Выбор) и воспользоваться диалоговым окном Edit Text (Редактирование текста), раскрыв его щелчком на кнопке панели атрибутов.

Создание цепочки связанных рамок

Цепочками связанных рамок простого текста пользуются для того, чтобы разместить один текстовый фрагмент в нескольких местах одной страницы или на разных страницах документа. Речь идет не о размещении копий, а о продолжении текста при переходе из одной рамки в другую (см. рис. 8).

Если текст, содержащийся в рамке, отображается в ней не полностью, то индикатор, расположенный в середине нижней границы рамки, принимает вид прямоугольника со стрелкой, направленной вниз. После щелчка мышью на этом индикаторе указатель инструмента принимает форму листа с текстом (рис. 9), он как бы «заряжается» текстом.

gl4-4.jpg

Рис. 9. Рамка с индикатором неразмещенного текста и

«заряженный» текстом указатель инструмента

Чтобы добавить в цепочку новую рамку, остается только перетащить указатель по ее диагонали (рис. 10).

gl4-5.jpg

Рис. 10. Вновь созданная рамка простого текста соединяется стрелкой

 со своей предшественницей в цепочке

Рамки, входящие в состав одной цепочки, соединяются цветными стрелками, которые отображаются только па экране, а на печать не выводятся. По форме верхних и нижних индикаторов можно судить о местоположении рамки в цепочке и наличии в ней неразмещенного текста.

Если необходимо, чтобы следующая рамка в цепочке имела форму, отличную от прямоугольника, следует вначале построить замкнутый криволинейный объект желаемой формы, а затем «зарядить» указатель инструмента текстом, щелкнув на нижнем индикаторе последней рамки цепочки.

Если после «зарядки» указателя инструмента текстом выполнить щелчок не на замкнутом объекте, а на разомкнутой кривой, то будет построена прямоугольная рамка простого текста, по габаритам совпадающая с рамкой выделения кривой, после чего начало попавшего в нее текста (не далее чем до первого конца абзаца) размещается вдоль этой кривой, а остальной текст остается неразмещенным (см. рис. 11).

Чтобы удалить рамку, входящую в состав цепочки, достаточно выделить ее инструментом Pick (Выбор) и нажать клавишу Del. Избыток текста в цепочке всегда находится в последней рамке (как неразмещенный текст). При удалении промежуточной рамки цепочки автоматически создается новая связь, соединяющая предшествующую ей рамку и следующую за ней рамку. Текст из удаленной рамки вытесняется «вниз» по цепочке.

Обтекание текстом

Обтеканием простым текстом называется режим, при котором текст в рамках размещается с учетом не только конфигурации этих рамок, но и формы объектов, перекрывающихся с рамками цепочки. Этот режим включается для всех объектов CorelDRAW, у которых атрибут обтекания имеет значение, отличное от None (Без обтекания). Этот атрибут может быть установлен с помощью команды меню Windows>Dockers>Properties >General (Окно>Докеры>Свойства), связанного с кнопкой Wrap Paragraph Text (Обтекание простым текстом) панели атрибутов (рис. 12). Кроме него может задаваться зазор, то есть минимальное расстояние между текстом и обтекаемым объектом.

gl4-3.jpg

Рис. 11. Создание рамки простого текста произвольной формы

gl4-7.jpg

Рис. 12. Меню режимов обтекания простым текстом

 

Все режимы обтекания делятся на две группы: по контуру объекта (в качестве границы области, в которой текст не размещается, выступает граница объекта произвольной конфигурации) и по рамке выделения (в качестве границы области, в которой текст не размещается, выступает габаритный прямоугольник объекта, совпадающий по размерам с его рамкой выделения). Примеры обтекания текстом приведены на рис. 13 и 14.

gl4-8.jpg

Рис. 13. Обтекание текстом по контуру объекта: без обтекания (а), обтекание слева (б). обтекание справа (в), обтекание вокруг (г)

gl4-9.jpg

Рис. 14. Обтекание текстом по рамке выделения объекта: обтекание слева (а), обтекание справа (б), обтекание вокруг (в), обтекание вразрез (г)

Сочетая приемы включения в цепочку рамок простого текста рамок произвольной формы и обтекания текстом объектов, перекрывающихся с рамками, можно добиться любого, даже самого замысловатого варианта размещения текста, соответствующего художественному замыслу автора.

Атрибуты простого текста

Практически все атрибуты фигурного (живописного) текста имеются и у простого текста, но за счет того, что у последнего больше структурных единиц, на вкладках диалогового окна Format Text (Форматирование текста) для простого текста появляются дополнительные элементы управления, которые и рассматриваются ниже.

·        Вкладка Character (Символы) в диалоговом окне Format Text (Форматирование текста) для простого текста выглядит так же, как для фигурного (см. рис. 15).

gl4-24.jpg

Рис.15. Вкладка Character диалогового окна Format Text для простого текста

·        На вкладке Paragraph (Абзац) диалогового окна Format Text (Форматирование текста) для простого текста по сравнению с такой же вкладкой для фигурного текста доступны дополнительные элементы управления (см. рис. 16).

gl4-10.jpg

Рис. 16. Вкладка Paragraph диалогового окна Format Text для простого текста

·        Кнопка Settings (Установки) открывает диалоговое окно со счетчиками Мах. word spacing (Максимальный интервал между словами), Мin. word spacing (Минимальный интервал между словами) и Max. char spacing (Максимальный интервал между символами) (см. рис. 17).

·        Группа счетчиков Spacing (Интервалы) содержит счетчики Before paragraph (Перед абзацем) и After paragraph (После абзаца), которые позволяют создавать просветы между абзацами, называемые в полиграфии отбивками.

·        Кнопка Hyphenation Settings (Установки переноса) открывает вспомогательное диалоговое окно, в котором содержатся элементы управления процессом переноса слов (рис. 18): флажок Automatic hyphenation (Автоматическая расстановка переносов) включает режим автоматической расстановки переносов для слов простого текста (но умолчанию выключенный) и делает доступными другие элементы управления диалогового окна и т.д.

·        Группа счетчиков Indents (Отступы) позволяет задавать втяжки и абзацные отступы.

 

gl4-11.jpg

Рис. 17. Элементы управления интервалами для простого текста во вспомогательном диалоговом окне

gl4-13.jpg

Рис. 18. Диалоговое окно Hyphenation Settings

 

Табуляция

Позицией табуляции, или табулостопом, называется точка в пределах длины строки, управляющая режимом выравнивания части строки, следующей за специальным символом табуляции. Работая с простым текстом, можно задавать позиции табуляции с помощью координатной линейки простого текста и вкладки Tabs (Табуляции) диалогового окна Format Text (Форматирование текста), представленной на рис. 19.

Колонки текста

Простой текст, размещенный в пределах рамки, можно расположить в несколько колонок (не более восьми). Колонки текста могут быть равной или разной ширины, они отделяются друг от друга средниками — свободным пространством, исключенным из процесса верстки. Элементы управления, задающие значения атрибутов, имеющих отношение к колонкам текста, расположены на вкладке Columns (Колонки) диалогового окна Format Text (Форматирование текста), представленной на рис. 20.

gl4-14.jpg

Рис. 19. Вкладка Tabs диалогового окна Format Text

gl4-15.jpg

Рис. 20. Вкладка Columns диалогового окна Format Text

Эффекты

Название последней из вкладок диалогового окна Format Text (Форматирование текста)Effects (Эффекты) — подразумевает не графические, а типографские эффекты, а именно маркированные списки и буквицы. По умолчанию в раскрывающемся списке Effect Type (Тип эффекта) выбрана альтернатива None (Нет эффекта), поэтому все элементы управления вкладки недоступны. Настройка типографских эффектов возможна после выбора альтернативы Bullet (Маркер списка) или Drop cap (Буквица).

На рис. 21 вкладка Effects (Эффекты) представлена в режиме настройки атрибутов маркированного списка.

После выбора альтернативы Drop cap (Буквица) в раскрывающемся списке Effect Туре (Тип эффекта) вкладка Effects (Эффекты) принимает вид, представленный на рис. 22.

·         Счетчик Dropped lines (Высота в строках) определяет количество строк текста, совокупная высота которых будет принята за высоту буквицы.

·         Счетчик Distance from text (Расстояние до текста) определяет интервал между правым краем буквицы и текстом абзаца.

Кнопки Dropped (Опущенная) и Hanging Indent (Висячим отступом) управляют режимом размещения буквицы по отношению к абзацу. Их назначение достаточно ясно из приведенных на кнопках рисунков.

gl4-16.jpg

Рис. 21. Вкладка Effects в режиме настройки атрибутов маркированного списка

gl4-17.jpg

Рис. 22. Элементы управления форматированием буквицы

Задание 2. Работа с простым текстом

В качестве упражнения для освоения приемов работы с простым текстом создадим макет условного меню еще более условного кафе. Вид макета представлен на рис. 5 — как видите, мы пока не очень заботимся о его художественных достоинствах.

Чтобы не сковывать творческую фантазию, приведем лишь самые общие указания по этапам работы.

1. Создайте новую страницу в открытом документе CorelDRAW. Выберите инструмент Text (Текст), постройте в верхней части страницы блок простого текста произвольных размеров и перейдите в диалоговое окно Edit Text (Редактирование текста), щелкнув на соответствующей кнопке панели атрибутов.

2. Выберите в раскрывающемся списке гарнитур любую, включающую символы кириллицы (например, Arial), и введите текст меню, разбивая его на абзацы нажатием клавиши Enter. Названия разделов меню и каждого из блюд должны располагаться в отдельных абзацах. По завершении ввода закройте диалоговое окно Edit Text (Редактирование текста).

3. Задайте гарнитуры и кегли для отдельных абзацев. Дело это творческое — помните, что рисунок гарнитуры создает общее настроение макета, а от выбора кеглей для заголовков различных уровней зависит визуальная сбалансированность макета. Технически это выполняется следующим образом. Продолжая работать в диалоговом окне Edit Text (Редактирование текста), перетащите указатель мыши по части текста, подлежащего форматированию, чтобы выделить его. Выделенный текст отображается на темном фоне. Затем в раскрывающихся списках гарнитур и кеглей выберите желаемые альтернативы.

4. Устанавливая текстовый курсор в абзацы заголовков разделов меню, задайте параметры буквиц (в данном макете заголовки невелики по длине, и целесообразно указать высоту буквиц не более двух строк). Для этого вначале щелкните на кнопке панели атрибутов с изображением буквицы, а затем откройте диалоговое окно форматирования щелчком на кнопке в диалоговом окне Edit Text (Редактирование текста). Перейдя на вкладку эффектов, установите желаемую высоту буквицы.

gl4-18.jpg

Рис. 24. Макет меню

5. Выделяя абзацы, соответствующие названиям блюд каждого из разделов меню, задайте для них маркеры списка. В данном макете использованы маркеры из символов специальной гарнитуры Food. По завершении форматирования закройте диалоговое окно Edit Text (Редактирование текста).

6. Постройте цепочку связанных рамок простого текста. Рамок в цепочке может быть либо шесть, либо три — в последнем случае текст в двух последних рамках придется размещать в несколько колонок. Цепочку стройте, «заряжая» указатель инструмента Pick (Выбор) щелчком на нижнем индикаторе последней рамки цепочки. Выбирайте расположение рамок и их размеры в соответствии с макетом, приведенным на рисунке. Перетаскивая тем же инструментом маркеры рамки выделения, отрегулируйте размеры рамок простого текста таким образом, чтобы в первой из них разместился заголовок меню, а в последующих — по одному из его разделов.

7. Сохраните документ CorelDRAW в файле с именем texts.cdr.

Оглавление