Обводка контуров

Лабораторная работа № 6

Параметры контуров и управление ими

Принятая в CorelDRAW модель объекта класса кривых включает в себя несколько атрибутов, управляющих внешним видом контура.

Толщина

Толщиной контура называется расстояние между его краями, измеренное в направлении перпендикуляра к линии, определяющей форму контура. На рис. 1 представлено несколько отрезков прямых, контуры которых имеют различную толщину.

Толщина контура обычно задается в пунктах, как высота символов текста, но возможно использование и любой другой единицы измерения длины, принятой в CorelDRAW.

В CorelDRAW по умолчанию считается, что с линией, задающей форму фигуры, совпадает середина контура, а сама контурная линия располагается поверх заливки фигуры (если она назначена). Об этом следует помнить при назначении параметров контурной линии для объектов небольших размеров. Например, назначение контура толщиной 4 пункта для текстового объекта с кеглем 8 пунктов может привести к невозможности чтения текста — все внутренние просветы букв будут закрыты контурной линией.

Вид

Видом, или стилем (style), контура называется фиксированное сочетание штрихов и просветов, повторяющееся вдоль всей длины линии, определяющей форму объекта. В CorelDRAW предусмотрено примерно два десятка стандартных видов контуров на любой вкус и имеется возможность дополнительно создавать свои собственные виды. На рис. 2 представлены некоторые из стандартных видов контуров.

Завершители

Завершителем (line cap) называется элемент оформления контурной линии в области крайнего узла незамкнутой линии, определяющей форму. Модель линии CorelDRAW предусматривает три варианта стандартных завершителей незамкнутого контура: срез, закругление и квадрат. Они представлены на рис. 3.

gl7-1.jpg

Рис. 1. Контуры с последовательным увеличением толщины

gl7-5.jpg

Рис. 2. Контуры различных видов толщиной 2 пункта

gl7-6.jpg

Рис. 3. Три типа завершителей контуров

Верхняя линия завершается срезами — в этом варианте контур просто «обрезается» по прямой, перпендикулярной линии, определяющей форму, и проходящей через крайний узел этой линии. Удобно считать, что линии с такими завершителями обводятся инструментом с линейной формой пишущей поверхности — чем-то вроде идеального плакатного пера, имеющего ширину, равную толщине контура, но с нулевой высотой. Вторая линия завершается закруглениями — контур «обрезается» по окружности, диаметр которой равен толщине контура, а центр совмещен с крайним узлом линии, определяющей форму. Для линии с такими завершителями метафорой пишущего инструмента будет стеклянная трубочка с тушью, диаметр выпускного отверстия которой равен толщине контура. Третья линия завершается квадратами — эти завершители отличаются от срезов только тем, что контур продлевается за крайний узел линии, определяющей форму, на расстояние, равное половине толщины контура.

Углы

Углом (corner) контура называется элемент его оформления в узле типа «точка излома». В CorelDRAW приняты три стандартных варианта оформления углов (рис. 4): заостренный (mitered), закругленный (rounded) и срезанный (beveled).

При построении заостренного угла контура его края продолжаются за точку излома до пересечения друг с другом. При построении закругленного угла диаметр закругления контура линии равен его толщине. При построении срезанного угла контурные линии подводятся к точке излома с двух сторон (как если бы примыкающие к этому узлу сегменты принадлежали отдельным линиям, а для завершения были выбраны срезы), а затем достраивается линия среза.

Наконечники

Наконечником (arrow) контура называется стандартное изображение, размещаемое в крайних узлах незамкнутой линии, размер которого определяется толщиной контура, а ориентация — направлением линии в конечном узле.

В CorelDRAW предусмотрено много вариантов наконечников и имеется возможность пополнять их список наконечниками, разработанными пользователями. На рис.5 представлены некоторые из стандартных наконечников.

gl7-7.jpg

Рис. 4. Варианты выполнения углов контура в местах излома линии

gl7-8.jpg

Рис. 5. Примеры стандартных наконечников незамкнутых линий

В отличие от завершителей наконечники можно назначать индивидуально для начального и конечного узлов незамкнутой линии. Если в состав линии входит несколько ветвей, то для всех начальных и всех конечных узлов незамкнутых ветвей может быть назначена только одна пара наконечников.

Цвет

Цвет контура назначается с помощью палитр и цветовых моделей. На всем протяжении контурной линии, даже состоящей из нескольких ветвей, выбранный цвет остается неизменным.

Поскольку контур не является самостоятельным объектом CorelDRAW, для него нельзя назначить градиентную или текстурную заливку. Впрочем, это ограничение можно обойти. После выделения объекта и выбора команды Arrange > Convert Outline То Object (Монтаж > Преобразовать контур в объект) контур объекта преобразовывается в самостоятельный объект, а для «старого» объекта построение контура отменяется. Все остальные его атрибуты (например, заливка) остаются неизменными.

Форма и разворот пера контурной линии

При желании пользователь может задать параметры формы пишущего инструмента, с помощью которого строится контур. Имеется возможность задавать отношение ширины инструмента к его высоте и фиксировать разворот рабочей части инструмента. Это позволяет имитировать каллиграфические штрихи.

Разворот рабочей части инструмента аналогичен параметру, задающему разворот инструмента Smudge (Размазывание) вокруг вертикальной оси. Положительные значения угла соответствуют развороту его рабочей части против часовой стрелки от вертикального положения, отрицательные значения — развороту по часовой стрелке.

gl7-9.jpg

Рис. 6. Два варианта выбора наклона пера для контуров

На рис. 6 представлены два варианта построения контуров одинаковых фигур, отличающиеся лишь углом разворота инструмента. В обоих случаях высота инструмента составляет 15% от его ширины, в верхнем ряду угол наклона составляет 40°, а в нижнем -40°. Шириной пишущего инструмента управлять нельзя — она определяется шириной линии обводки.

Форма пишущего инструмента получается преобразованием масштабирования, примененного к исходной форме — квадрату или кругу. Выбор между этими формами определяется способом оформления углов контура. При выборе заостренных или срезанных углов в качестве исходной формы используется квадрат, при выборе закругленных углов — круг. Если в качестве завершителей контура выбраны закругления, то преобразование масштабирования пишущего инструмента оказывает влияние и на их форму — края контура будут обрезаться не по окружности, а по форме пишущего инструмента.

Взаимное расположение заливки и контура объекта

Как уже упоминалось выше, по умолчанию контур изображается поверх заливки объекта, ограниченного замкнутой линией. При большой толщине контура и малых размерах объекта это обстоятельство оказывает существенное влияние на внешний вид изображения.

gl7-10.jpg

Рис. 7. Расположение контура поверх заливки и позади заливки

Изменение толщины контурной линии при изменении размеров объекта

gl7-11.jpg

Рис. 8. Влияние режимов неизменной (слева) и пропорциональной (справа) толщины контура при масштабировании объектов

Как мы только что убедились, соотношение размера объекта и толщины его контура может оказывать существенное влияние на внешний вид изображения. На рис. 8 представлено две группы объектов, в каждую из которых входят квадрат и круг с заданными контурами. Под объектами представлены результаты их масштабирования: сначала пропорционального с коэффициентом 50 %, а затем — непропорционального, только по вертикали, с коэффициентом 10 %.

У левой группы объектов толщина контура при преобразовании остается неизменной (этот режим принят в CorelDRAW по умолчанию). Для правой группы объектов задан режим пропорционального изменения толщины контура при выполнении преобразований, меняющих размеры объекта. Особенно заметна разница в степени искажения окружностей, сжимаемых в вертикальном направлении.

Инструменты для задания параметров контуров

Помимо основного средства - диалогового окна Outline Pen (Перо для контуров) — в распоряжении пользователя имеются панель инструмента Outline (Контур), одноименная вкладка диалогового окна Object Properties (Свойства объекта), панель атрибутов, диалоговое окно Graphic and Text styles (Стили графики и текста).

Самым мощным инструментом для обводки контуров является диалоговое окно Outline Pen (Перо для контуров), представленное на рис. 9, но во многих случаях достаточно функциональности панели инструмента Outline (Контур), представленной на рис. 10.

На панели инструмента Outline (Контур) представлены следующие кнопки.

gl7-12.jpg

Рис. 9. Диалоговое окно Outline Pen

gl7-2.jpg

Рис. 10. Панель инструмента Outline

 

gl7-3.jpg

Рис. 11. Элементы управления контуром на панели атрибутов

В тех случаях, когда функциональности панели инструмента Outline (Контур) недостаточно, пользуются элементами управления, находящимися в диалоговом окне Outline Pen (Перо для контуров).

Перетаскивая произвольную точку в области предварительного просмотра, соотношение ширины и высоты рабочей части пишущего инструмента можно менять интерактивно.

Некоторые элементы управления рассмотренного диалогового окна присутствуют также на панели атрибутов инструментов для построения линий, представленной на рис. 11.

Процедура назначения параметров контура

1. Выделите объекты, контуры которых вы хотите изменить.

Если требуется изменить принятые по умолчанию параметры контуров, следует, напротив, отменить выделение всех ранее выделенных объектов, а далее процедура изменения параметров, принятых по умолчанию, не отличается от стандартной процедуры обводки.

2. Щелкнув на кнопке инструмента Outline (Контур) в наборе инструментов, раскройте панель этого инструмента и выберите толщину обводки. Если нужна более точная настройка толщины, щелкните на кнопке, раскрывающей диалоговое окно Outline Pen (Перо для контуров).

3. Чтобы задать цвет контура, щелкните правой кнопкой мыши на образце цвета экранной палитры или перетащите этот образец на линию. Для более точной настройки цвета на панели инструмента Outline (Контур) щелкните на кнопке, раскрывающей диалоговое окно Outline Color (Цвет контура), работа с которым описана в предыдущем уроке. При перетаскивании образца цвета необходимо следить за формой указателя. Для назначения цвета контура он в момент отпускания кнопки мыши должен сопровождаться квадратиком выбранного цвета с белой серединой. Если середина квадратика будет того же цвета, что и края, произойдет назначение цвета заливки, а не контура.

4. Назначение вида контура, завершителей, углов, наконечников и параметров пишущего инструмента выполняется с помощью элементов управления диалогового окна Outline Pen (Перо для контуров) или панели атрибутов.

Некоторые модификации контура (например, завершители и наконечники) имеют смысл только для незамкнутых линий. Однако их можно задать и для замкнутых линий. Значения управляющих параметров будут запомнены, хотя и не повлияют на внешний вид объекта. Но если впоследствии линия будет разомкнута, например, с помощью инструмента Knife (Лезвие), эти параметры сразу же окажут влияние на внешний вид объекта.

Задание. Обводка контуров

Выполняя это упражнение, мы освоим приемы построения контуров, а также повторим прием назначения объекту градиентной конусной заливки.

1. В качестве разминки рекомендуется самостоятельно воспроизвести изображения, представленные на рис. 1-8, теперь вашей квалификации вполне достаточно для этого.

2. В качестве основного задания построим стилизованную виньетку с авиационной тематикой, представленную на рис. 12.

gl7-4.jpg

Рис. 12. Этапы построения виньетки

3. Начните с построения квадрата со стороной 8 см. С помощью панели атрибутов задайте закругление углов квадрата, введя значение управляющего параметра закругления любого из углов, равное 75.

4. Щелкнув на соответствующей кнопке панели атрибутов, преобразуйте полученную фигуру в кривые. Выберите инструмент Shape (Форма) и выделите им все узлы новой кривой, растягивая вокруг нее прямоугольную рамку выделения. Щелкните на кнопке разъединения кривой на панели атрибутов. В результате кривая будет разделена на восемь ветвей — в каждом из выделенных узлов. Выберите команду Arrange > Break Apart (Монтаж > Разъединить), и ветви кривой станут самостоятельными объектами.

5. Выберите инструмент Pick (Выбор) и с его помощью выделите четыре прямолинейных отрезка. Щелкнув правой кнопкой мыши на перечеркнутом образце цвета экранной палитры, отмените построение контуров для этих объектов. После этого они перестанут отображаться на экране.

6. Отмените выделение и, удерживая нажатой клавишу Shift, поочередно щелкните на четырех дугообразных объектах, чтобы совместно выделить их.

Выделить дуги, растягивая вокруг них прямоугольник выделения, нельзя — в выделение попадут хоть и невидимые, но вполне реальные прямолинейные объекты, что не входит в наши планы.

7. С помощью панели атрибутов выберите и назначьте полукруглым объектам наконечник в виде аэроплана. Для второго конца контурных линий назначать наконечник не следует. Установите ширину контурной линии равной 4 пунктам.

8. Изображение должно выглядеть так, как показано на рис. 12 слева. Однако плоские концы линий выглядят как-то не в стиле виньетки. Выделите правую нижнюю дугу и выберите команду Arrange > Convert Outline To Object (Монтаж > Преобразовать контур в объект). Теперь контур преобразован в кривую, точнее — в замкнутую кривую со сплошной заливкой черным цветом.

9. Чтобы преобразовать бывший плоский конец линии в изящно тающий инверсионный след, примените к этому объекту градиентную коническую заливку, схема которой представлена на рис. 12 справа. При работе над этой заливкой придется не только поменять местами цвета в управляющих точках схемы заливки, но и добавить две дополнительные точки на дугу управляющей схемы, перетащив образцы цвета с палитры: черный — в точку на хвосте самолета и белый — в точку, отстоящую на некоторое расстояние от конца линии.

10. Остается проделать два предыдущих шага с остальными видимыми объектами виньетки (к сожалению, прием копирования заливки в этом примере не даст экономии усилий, поскольку градиентную заливку для каждого из четырех углов придется настраивать индивидуально).

Оглавление